Мысли о покаянии

2 декабря 2013

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2, Мф.4:17)

Покаяние (Исповедь), по определению Православного Катехизиса, есть Таинство, в котором верующий исповедует Богу грехи в присутствии священника и через него получает прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения, умирание для греха и оживление для святости. Исповедь – это великое Таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку.

О важности и необходимости Покаяния часто упоминается в Евангелии.

Иисус Христос и Иоанн Креститель — оба начинают свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»:

«В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3:2)

«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17)

Царь Давид убеждён, что одна жертва нужна Богу: глубокое покаяние, «сердце смиренное» и «дух сокрушен» (Пс. 50:19). В притчах «О мытаре и фарисее» (Лк.18:9), «О блудном сыне» (Лк.15:11) и др., Христос подчёркивает, спасение даётся только кающемуся. Евангелия благовествуют, что Бог прощает любой грех, если человек имеет покаянное чувство (первым в рай вошёл благоразумный разбойник (Лк.23:33-43)). Любая молитва угодна Богу только при наличии покаянного чувства и благоговения. Все святые отцы говорят о чрезвычайной важности покаяния в жизни человека. Прп. Марк Подвижник утверждает: «Нет иного, столь же благого и милостивого, как Бог [… ]. Всё множество Божиих заповедей можно свести к одному началу — покаянию […]. Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться. […]. И для великих, и для малых покаяние остаётся несовершенным до самого смертного часа».

Понятно, что большие и малые грехи, уже давно забытые и недавние, осознаваемые нами и неосознаваемые, все это грязь на нашей душе и яд, убивающий ее, так вот исповедь – это словно процесс мытья в бане и одновременно лечения в больнице, где Господь благодатью Святого Духа омывает и оживляет нашу душу, излечивая ее от нажитых нами духовных болезней, скверн и пороков. Именно такой баней и больницей для души и является Святая Церковь, которая самим Богом была для этого предназначена. Спросят: «Но почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника, в обстановке именно церковного таинства? Разве Бог не видит моего сердца? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения — разве этого недостаточно?». Но, если, к примеру, человек упал в болото и, выбравшись на берег, стыдится того, что весь в грязи, - разве этого достаточно, чтобы стать чистым? Разве одним чувством отвращения он уже омылся? Чтобы смыть грязь, нужен внешний источник чистой воды, а благодать Божия дающаяся в Церкви Христовой при Таинстве Исповеди это и есть чистая омывающая вода для нашей души. Подобную же аналогию можно провести, если смотреть на грех как на болезнь. Тогда Церковь — это больница, а исповедь — лечение болезни. Причем саму исповедь в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней причастие Святых Даров — Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии — как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (души).

Кроме того нужно упомянуть еще один аспект. Бог никогда не нарушает нашу свободную волю. Даже если мы внутренне каемся в совершённом грехе, это не показывает решительно и однозначно нашего желания от этого греха избавиться. Поэтому для прощения и избавления от греха нужен решительный шаг, действие, которое, вопреки нашей гордыне и попыткам казаться хорошими и праведными для всех окружающих и для нас самих, обнажает все наши недостатки и прегрешения. Если бы мы могли искренне стыдиться Бога и напрямую общаться с ним, то возможно посредничество священника и не понадобилось бы. Но, к сожалению, мы Бога не стыдимся и не боимся, хотя каждый православный знает, что Бог не только видит наши дела, но и мысли наши для него как открытая книга. Но высказать свои грехи священнику мы очень часто стесняемся и даже боимся. Именно преодоление стыда и страха исповеди в присутствии священника и являются залогом и признаком истинного покаяния. Исповедь должна вызвать в нас чувство решительного покаяния и искреннее желание прекратить грешить, чтобы затем благодатью Божьей, подаваемой через священника, очистить нас от греха, в этом ее главная суть и назначение. Хорошим признаком является боязнь совершить грех, чтобы потом опять не проходить через стыд исповеди.

Исповедь мы можем рассматривать еще в одном аспекте — как испрошение прощения у Господа за нанесенные Ему оскорбления. Действительно, любой грех есть оскорбление Бога — и ослушание воли Небесного Отца, и как участие в распинании Сына Божия Иисуса Христа. Да, Господь действительно бесконечно милосерден. Он действительно в Своей безмерной Любви и долготерпении терпит то, что не стерпел бы ни один человек на Земле, даже убийство Своего единственного Сына. Но этому милосердию, этому долготерпению нужно дать место действовать — попросту говоря, извиниться перед Богом, ибо нераскаянный грех сам не допускает к себе милосердие Божие. Как легко нам бывает простить кающегося, как необходимо нам самим каяться перед теми, кого мы обидели!.. Но не тем ли нужнее наше покаяние перед Богом — Отцом Небесным? — Такого моря грехов, как перед Ним, мы не имеем ни перед одним человеком.

«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Все много грешат перед Богом. Разве осуждение, тщеславие, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев – не постоянные спутники человеческой жизни? На совести многих лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее людей грешниками, которые обязаны искупить свои грехи покаянием и добрыми делами.

Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:8).

Чтобы доказать, что никакой грех не может помешать человеку войти в Царствие Божие, Господь первым ввел туда покаявшегося разбойника. Бог взирает не на множество и тяжесть грехов, а на усердие кающегося. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна. Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются.

Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать внутреннее беспокойство или опустошенность. Он может неожиданно впадать в раздражение, в какие-то нервные срывы, не иметь внутренней твердости. Причину всего происходящего человек часто и сам не понимает, а она заключается в том, что на его совести лежат неисповеданные грехи. Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов. Исповедь – это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведет к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Искренняя Исповедь приносит христианину не только прощение грехов, но и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет порочные наклонности и страсти, удерживает от новых грехов. Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении.

К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение батюшке, но святые отцы говорили, что лучше рассказать вслух батюшке свои грехи, особенно те из них, которые особенно тяготят душу. Не нужно рассказывать длинных историй, достаточно изложить саму суть греха. Богу и батюшке важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь — это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего — жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя — это уже не покаяние. Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Исповедь бывает недействительна и даже оскорбительна для Господа, если на это Таинство идут без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрывают свои грехи, исповедуются без сокрушения, формально, холодно, механически, не имея твердого намерения впредь исправиться. Некоторые умудряются иметь несколько духовников – с таким расчетом, чтобы одному говорить одни грехи, а другому – другие. В этом случае, конечно, все подобные Исповеди не принимаются Господом.

К Исповеди можно и нужно приступать в любое время и как можно чаще. Через частое исповедание грех теряет свою силу. Частая Исповедь отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, поддерживает бдительность, удерживает на пути заповедей Божиих, а неисповеданные согрешения легко повторяются, становятся привычными и перестают тяготить совесть. Кто часто и сразу исповедует грехи, тот получает от Господа не только прощение, но и силу бороться с грехами, а в дальнейшем и победу над ними. Общепринятой является Исповедь перед Причастием (в наше время верующие люди, как правило, причащаются 1-2 раза в месяц.

Итак, чтобы получить прощение своих грехов, нам нужно в них искренне покаяться и исповедаться, нужно принять этот дар Божий, прибегнув к очистительному таинству Исповеди. При этом мы должны от всего сердца верить в Бога, понуждать себя к исполнению Его заповедей, сокрушаться о своих грехах, каяться в них — и тогда можно и нужно надеяться на милосердие Божие... «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). Отзовитесь на зов своей души, придите к Господу, отворите для Него уголок своего сердца — и «обретете покой душам вашим».

Сергей и Наталья Марковы