Каждый человек нуждается в родительской любви и заботе. Трудно себе представить счастливого, ни в чем не нуждающегося ребенка, лишенного внимания отца или матери. На протяжении жизни, даже будучи взрослым человеком, он получает жизненные наставления родителей, от которых во многом зависит его судьба. Так и в нашей духовной жизни для вхождения в неведомый и таинственный духовный мир каждому человеку просто необходим помощник и проводник, наставник и учитель – духовный отец, с которым в дальнейшем будет связана вся церковная жизнь. Слова «духовный отец», «батюшка» означают то, что именно он, подобно отцу физическому, помогает человеку родиться в новую духовную жизнь. Обрести духовного отца – это великий дар Божий. Он знает все проблемы человека и помогает разрешить их с духовной точки зрения, делится своим духовным опытом. Апостол Павел говорил: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Коринфянам 4:15).
Как ребенок приходит в школу, практически ничего не зная и не умея, так и человек впервые приходит к батюшке, который, в свою очередь, находит путь к сердцу этого человека и постепенно учит его духовной жизни, ведет за собой. Батюшка наблюдает за религиозно-нравственной жизнью своих прихожан, наставляет их в вере и христианской жизни как в церкви, так и вне ее, отвращает от суеверий, вразумляет заблуждающихся и присоединяет к Православной Церкви иноверцев. Он заботится об обучении началам христианской веры детей своих прихожан. Для этого проводятся занятия в детской воскресной школе, в которой батюшка учит детей заповедям и молитвам, основам духовной жизни. Настоятель осуществляет контроль над благоустройством храма и всем имуществом, ведет документацию и делопроизводство, касающееся церкви. Но священник – не просто человек, который служит в церкви, проповедует и которому люди исповедуются. Он не просто общественная фигура, а прежде всего лицо, которое предстоит Богу в молитве – в молитве за всех нас. Это особый человек, которому люди доверяют предстояние перед Богом за самих себя, потому и существует тесная связь священника с Богом и своими духовными чадами. Человек, который принял священный сан, является тем, через кого люди слышат голос Самого Господа. Именно он произносит проповедь - слово Божье, обращенное к людям через него Господом нашим Иисусом Христом. Именно он на литургии произносит слова Христа: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета...» Только через священника подается благодать Святого Духа для этого мира.
Как в ветхозаветные времена Бог Сам избирал пророков Израилю, так воплотившийся Бог Иисус Христос даёт власть своим апостолам: «...как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Апостолы Христовы, в свою очередь, передали это благословение своим преемникам, как это сделал по наказу Господа пророк Моисей. Теперь священники получают и сохраняют то вероучение, которое они получили от апостолов, а апостолы - от Самого Христа: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства», - апостол Павел (1Тим.4:14). Иисус Христос так отвечает своим апостолам и всем христианам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас…» (Иоан.15:16). Христос Сам был Пастырь и поставил иных пастырей.
Священник несет в себе образ Христа, поэтому его служение есть служение Христово, связующее человека и Бога, небо и землю. В отличие от ветхозаветных священнослужителей, приносивших Богу жертвы, Христос Сам принес Себя в Жертву. И священник, будучи образом Христа, ежедневно в своем служении приносит себя в жертву, полностью отдавая всего себя людям. Подобно Иисусу Христу, Который вел народ, батюшка ведет свою паству к Богу, к добру, как власть имущий. Он уподобляется Ему в служении – как пастырь, он являет любовь и заботу, он и обличает, и научает. В своем служении и в своей жизни священник являет евангельский идеал.
Только православный священник может совершать важнейшие в жизни каждого человека Таинства, которые установил Сам Господь, без которых не может состояться жизнь человека как христианина - крещение, венчание, миропомазание, елеосвящение (соборование), покаяние (исповедь) и Причастие (Евхаристия). Даже Христос крестился в Иордане не Сам, а с помощью Иоанна Крестителя. Так и нам нужен священник для совершения Таинств, через которые человеку посылается благодать Божия, и он входит в таинственное общение с Творцом. Приобретение благодати священства также происходит в церковном Таинстве – рукоположении. «Велик и превысок сан священника: он предстоит ежедневно престолу Божию на земле, как ангелы на небесах, приносит Богу благодарственную жертву за всех святых; ходатайствует о всем мире, за всех живых и умерших в вере и надежде воскресения, - говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, - …священник во время богослужения предстоит пред Богом в качестве ходатая за народ Божий и совершителя Пренебесных, Животворящих Его Тайн, в которых заключается все сокровище любви Божией к роду человеческому, Его правды, святости, премудрости и всемогущества; в качестве совершителя прочих Таинств, в качестве прозвестителя святой воли Божией, Его завета. Он, священник, и славословит Бога, и благодарит Бога от лица всех верных и вместе с верными. Он провозглашает от лица Божия всем верным обетование милости и спасения («Помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец»). Священник, как Моисей перед Богом, в такой близости и доверии у Бога. Как же мы должны чтить священника, дорожить им, любить его, беречь его!..».
Священническое служение батюшки – это, прежде всего, любовь, милосердие, кротость, смирение. Служение Богу и людям - задача всей его жизни. Ведь только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов, только он способен привести нас ко Христу, только через него мы можем получить Божье благословение. Когда мы берем у батюшки благословение, мы должны понимать, что нас благословляет Сам Господь. Целуя руку священника, мы мысленно представляем руку Господа Иисуса Христа. Рукам священников дана великая сила, они — служительницы неизреченных тайн, ими каждый возрождается к новой жизни. Сколько апостолы совершили своими пречистыми руками: тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деян. 8: 17). И теперь какую помощь и какие блага даруют нам святые руки священника! С каким благоговением мы должны просить благословения у батюшки!
Прося помощи или совета, нужно полностью предаться его словам и поступить не так, как нам хочется, а так, как нам сказал наш духовный отец, даже если это не сходится с нашим мнением. К сожалению, многие люди обращаются за помощью к батюшке лишь в крайнем случае – тяжелой болезни, смерти близкого человека, неприятностях в семье или на работе. Такие люди просят совета и молитвы, чтобы получить практическую помощь в конкретном случае. Но для того, чтобы попросить у батюшки благословение, не обязательно ждать критической ситуации, нужно чаще посещать храм, слушать проповедь и вслушиваться в каждое слово, произносимое батюшкой, сопоставлять сказанное со своей повседневной жизнью, и оно обязательно, как доброе зерно, прорастет в душе и даст свои плоды на пути к спасению.
При общении со священником наше сердце должно быть исполнено почтительности и уважения к нему. Речь, жесты и мимика должны быть благопристойными, не нужно употреблять грубые слова, жаргон, которыми полна мирская жизнь. В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать, нужно соблюдать субординацию, ведь этот человек – носитель благодати, полученной им в таинстве Священства. В разговоре же со священником верующий человек должен помнить, что через него как служителя Тайн Божиих может часто говорить Сам Господь. Если Он говорил через ослицу Валаама, то тем более — через священника.
Как свеча зажигается от свечи, так обычно и сердце человека зажигается верой и любовью к Богу от другого сердца. Каждый, кому удалось в жизни встретить духовного учителя, знает, как это важно. Это жизненно необходимо – найти человека, сердце которого горит верой и любовью. Каждый день он служит нам, предлагает чтение Писания, для нас украшает дом Божий, для нас бодрствует, за нас молится, за нас предстоит и ходатайствует перед Богом, за нас творит прошения, для нас совершает все свое служение!
Люди обязаны своим духовным отцам несравненно более, чем плотским, потому что плотские отцы рождают нас для мира и для жизни с миром, а духовные – для неба и для вечной жизни с Богом!