Димитриевская родительская суббота - день, в который совершается всеобщая поминальная служба. В этом году она приходится на 2 ноября. Родительской она называется потому, что родители, как правило, раньше своих детей покидают этот мир и наш первоочередной долг – молитвенный, за наших родителей, прародителей, а также за всех православных христиан, чья временная земная жизнь уже окончена.
Эта суббота предшествует дню памяти святого великомученика Димитрия Солунского, память которого мы совершаем 8 ноября, поэтому и названа суббота Димитриевской.
Великомученик Димитрий родился в городе Фессалоники (сейчас - Салоники) во время правления нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана. Его родители, тайные христиане, возможно, были славянского происхождения. Они долго и усердно молили Бога о даровании им наследника. Господь внял их молитвам и даровал сына, которого они тайно крестили в своем потаенном домашнем храме и стали наставлять в вере.
Когда Димитрий достиг совершеннолетия, император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил юношу проконсулом, вместо его отца, властителем и воеводой Фессалоникийской области. Его главной обязанностью было защищать свою область от внешних врагов. Но также император приказал Димитрию истреблять всех христиан. Вместо этого Димитрий открыто исповедовал и прославлял Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития Метафраст называет его «вторым апостолом Павлом» для Фессалоник, потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих. Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.
Узнав, что новоназначенный проконсул – христианин, Максимиан решил расправиться с ним и приказал заключить исповедника в темницу. Димитрий заблаговременно раздал все имение нищим, так как сам искал себе богатства Небесного. Он предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.
Император предавался гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач по имени Лий сбрасывал с помоста на копья воинов – христиан. Один юноша из солунских христиан, Нестор, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия и молитвами святого угодника Нестор одолел свирепого Лия, сбросив его с помоста на копья воинов. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 9 ноября) и послал стражу в темницу пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия. Это случилось 8 ноября (по новому стилю) 306 года.
Святой Лупп, верный служитель Димитрия, собрал на полотенце кровь святого великомученика, снял с его пальца императорский перстень и омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп исцелял больных до тех пор, пока не был убит по повелению императора. А тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле.
При святом равноапостольном Константине над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. В раке с его мощами началось чудесное истечение благовонного мира, поэтому святого Димитрия еще называют Мироточивым.
Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой факт: первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому». А преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденные великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия Солунского.
На Руси память святого Димитрия Солунского связывалась с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества, а также с памятью защитника Родины и Церкви - великого князя Московского Димитрия Донского, который молитвами своего Небесного покровителя Димитрия Солунского одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В память воинов, павших в Куликовской битве, Димитрием Донским была установлена для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице - Сергиевом монастыре 2 ноября (по новому стилю) 1380 года Преподобным Сергием Радонежским в присутствии великого князя Димитрия Донского. Позже эта традиция распространилась на всех православных христиан, и день стал называться Димитриевской родительской субботой, на которой мы поминаем всех усопших, ожидающих от нас сердечной молитвы.
«Когда будешь молиться об упокоении души усопшего, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, - принудь себя помолиться о нем от всей души, помятуя, что это существенный долг твой, а не одного священника и клирика. Вообрази, как необходим усопшему покой и как он нуждается в молитве за него живых, будучи членом единого тела Церкви; как бесы оспаривают у Ангелов душу его и как она трепещет, не зная, какая участь постигнет ее навеки…».
Подготовила Юлия Горбачева.