На первой Седмице Великого поста Святая Церковь особо призывает своих верных чад к покаянию и отказу от греховной жизни. Именно с этой целью в первые четыре дня поста в православных храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Весь канон направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного сна, показать, как пагубно её греховное состояние, побудить её к самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жизни.
Весь канон Андрея Критского - беседа с собственной душой, призыв подняться из греховной жизни, проснуться, начать жить чисто и свято: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши!» В одном из тропарей канона есть такие слова: «Истуканом я сделал сам себя, исказив душу свою страстями». Смысл этих слов очень глубокий: человек, стал идолом для самого себя, удовлетворяя свои страсти: служит себе, восхваляет себя, все делает ради себя, рассматривает себя как источник своих сил, надеется только на себя. А канон Андрея Критского – напоминание о том, что только Бог спасает, прощает, милует и дает возможность возродиться духовно. Немало в каноне предлагается предостережений от греха и наставлений к жизни богоугодной. Например: «Ты слышала, душа моя, что Измаил был изгнан, как порождение рабыни: будь бдительна, смотри, чтобы и тебе не потерпеть чего-либо подобного за сладострастие». «Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его образу жизни, дабы и тебе узреть в пустыни явление Бога».
Чтобы раскаивающийся грешник не впадал в отчаяние, ему предлагается утешение: «Моисеева рука да уверит нас, душе, как Бог может убелить и отчистить жизнь прокаженную; и не предавайся отчаянию о себе, хотя ты и поражена проказою».
С великим искусством преподобный Андрей приводит в пример великие образы Ветхого и Нового Завета – Адама и Еву, Каина и Авеля, Ноя, пророка Моисея, Авраама, Исаака и Иакова, царя Давида и Соломона, пророков Иеремию, Иону, Илью и Елисея, а также пророка Иоанна Крестителя; в каноне упоминаются евангельские образы Самарянки, Закхея, мытаря, блудницы и кровоточивой, благоразумного разбойника, слёзы Петра и многие другие. Но выше всего – Спаситель Иисус Христос, Его рождение и земная жизнь, страдания, распятие и смерть: «Тварь содрогалась, видя Тебя распинаемым, горы и камни от ужаса распадались и колебалась земля, преисподняя пустела, и свет среди дня помрачался, взирая на Тебя, Иисус, плотию ко кресту пригвожденного». «Судия мой, знающий меня, когда опять придешь Ты с Ангелами, чтобы судить весь мир, тогда, обратив на меня милостивый взор, пощади, Иисусе, и помилуй меня, согрешившего более всего человеческого рода».
В каноне мы неоднократно слышим величания Пресвятой Богородице и взывания к Ней о помощи: «Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, ибо Ты родила Одного из Нераздельной Троицы, Христа Бога, и Сама открыла для нас, живущих на земле, небесные обители».
Покаянный канон содержит в себе 250 тропарей, в том числе тропарей в честь преподобной Марии Египетской и в честь самого Андрея Критского.
В нашем храме многие прихожане посетили все вечерние богослужения, во время которых читался этот канон. С зажжёнными свечами в руках люди молились Господу об оставлении грехов и помиловании. Коленопреклонённые покаянные молитвы, великопостные песнопения, проникающие до глубины души своей строгостью и сдержанностью мелодий, – всё это способствует покаянному настроению, которым будет сопровождаться Великий пост.
Юля Горбачева.