Мысли о праздновании «Вознесения Господня»
Раньше, когда я только начинал получать первые знания о Православной вере, меня всегда волновал один вопрос. Я искренне не понимал, что мы празднуем в день Вознесения Христова. Понятно было Рождество – день, когда на земле воплотился Сын Божий в образе Человека Иисуса Христа, с чего собственно и началось спасение людей. Понятна была Пасха – день Воскресения Христа из мертвых. Троица – день, когда на Богородицу, апостолов и учеников Христа в виде огненных языков сошел Святой Дух. Все эти праздники понятны. Какая же радость, думал я, от того, что Христос от нас ушел, пусть даже и на небо к Отцу.
Позже я осознал, что до этого не понимал самого главного. Вознесение Христа – это еще одна его победа. Это то, что до Христа для человечества было немыслимо. Ведь Спаситель, будучи Сыном Божьим, вознесся к Богу-Отцу в нашей человеческой плоти. Спаситель, будучи одновременно и Богом и Человеком, как Бог и Сын Божий никогда Бога-Отца не покидал, но как человек с момента Своего Рождества до момента Вознесения находился среди нас людей. Момент Вознесения – это момент соединения во Христе исправленной и очищенной Крестными Страданиями Спасителя нашей человеческой плоти с Богом-Творцом.
Когда Адам и Ева изгонялись из рая, Бог обещал Еве спасение в ее Семени, т.е. в ее потомке. Ева восприняла слова Бога буквально и поэтому в каждом своем ребенке видела Спасителя рода человеческого. Но сначала родился Каин, потом Авель. Каин вместо того, чтобы кого-то спасать, погубил и себя и своего брата, убив его из зависти. Потом родился Сиф, который, несмотря на свою чистоту и праведность, не стал Спасителем. Грех не только прочно вошел в человеческую природу, но и стал размножаться и расти. Постепенно человечество забывало о Боге. Даже богоизбранный и многократно очищаемый от греха израильский народ постоянно отвращался от Бога, достигнув к пришествию Христа на землю состояния, в котором практически исчезла надежда на спасение человечества, так как даже богоизбранный народ перестал нести в себе истину, храня только видимые обряды поклонения истинному Богу. В этот самый момент очередного и может быть одного из самых сильных падений рода человеческого, в мир явился долгожданный Спаситель – Мессия, Христос. Как оказалось, пришествия его в мир ждали больше не внешне благочестивые иудеи, которые по видимости только исполняли все Заповеди Моисеева закона. Судя по последующим событиям, явления Спасителя ждали люди неуважаемые и отверженные израильским народом. Бывшие рыбаки, блудницы, мытари (сборщики налогов), разбойники становились верными учениками Христа и апостолами новой Веры. В то же время внешне благочестивые люди составили костяк тех, кто восстал против Сына Божьего.
Как известно мир не поклонился Христу, да Он все и делал, чтобы этого не произошло тогда, так как не для того Он пришел на землю. Мир убил Мессию по внушению дьявола, который таким образом пытался хоть как-то помешать спасению людей. Мир убил Человека Иисуса Христа, но не мог ничего сделать ему как Сыну Бога, так как Бог в Трех Лицах Отца и Сына и Святого Духа неизменен в вечности. Спаситель как умер в человеческой плоти, так и воскрес во плоти. Не сделав Сам и не унаследовав через плоть ни одного греха, Спаситель, тем не менее, изначально воспринял на Себя ту же плоть, которую имеем все мы. Он, также как и мы, испытывал голод и жажду, что подтверждается описанием в Евангелии его поста, когда он после 40 дней взалкал, то есть захотел, есть и пить. Также о своей жажде Он Сам сказал при встрече с самарянкой у источника воды. Спаситель, также как и мы, уставал, нуждался во сне и отдыхе. Конечно, Иисус ходил по воде, но в этом была заслуга не Его плоти, а Силы Божьей. Это подтверждается тем, что Петр, будучи обычным грешным человеком, как все мы, по благословению своего учителя также пошел по воде, и вода держала его ровно с той силой, какая была у веры Петра. Как только он усомнился, тут же стал тонуть, хотя речь конечно сейчас не об этом. Главное то, что до Своего Крестного подвига Спаситель был таким же, как мы. После же Воскресения Его Тело обрело совсем другие свойства, так как оно потеряло ограничения по времени и пространству. Иисус, будучи в теле, а не духом или призраком, мог проходить через запертые двери, почти в одно и то же время являться ученикам, находящимся за многие километры друг от друга. К тому же, хотя Он мог есть и пить, но в еде и питье совершенно не нуждался.
Это новое тело, которое стало хозяином над всеми стихиями. Его более не способен жечь огонь, топить вода, повреждать камень. Оно не знает старения, болезней и смерти. Это новое тело для новой вечной жизни во Христе, которое получат после воскресения в наследство все верующие в Христа Спасителя люди, полностью доверяющие Ему и исполняющие Его Заповеди. Именно эти люди во всех уголках мира и во все времена, в том числе уже умершие, объединенные Духом Святым для совместного служения Богу в единый организм, тело Христово, и являются Церковью Христовой Единой, Святой, Апостольской и Соборной. Главой Церкви Христовой, конечно, есть Христос.
Можно смело утверждать, что праздник Вознесения – это день, когда была установлена вечная неразрывная живая связь между Богом Отцом и Церковью Христовой, т.е. нами, теми, кто верит Христу и всей душой старается исполнять Его Святые Заповеди. Эта связь и есть Сам Христос, вознесшийся в новом теле к Богу-Отцу и воссевший рядом с Ним на престоле славы.
Теперь человеку не надо самому заботиться о том, чтобы собственными делами и заслугами спастись и попасть в Царство Небесное к Богу. В этом нет необходимости, да и это невозможно, потому что ни один человек не может сам спасти себя. Нет человека без греха, нет ни одного. И поэтому самостоятельно спастись человеку невозможно. Заботиться нужно лишь об одном, а именно, нужно всеми силам стремиться быть частью Церкви Христовой. Когда мы крестим своих детей – мы делаем их частью Церкви Христовой. Когда мы творим добрые дела, заповеданные нам Христом – постимся, молимся и творим милостыню, т.е. помогаем своим ближним ради Христа всем, чем можем, мы приобретаем Благодать Духа Святого и через Нее укрепляемся в Церкви и приближаемся к Богу. Когда мы творим грехи – мы сами исторгаем себя из лона Церкви и тем самым удаляемся от Бога, даже если продолжаем ходить в храм и внешне остаемся благочестивыми христианами. Когда мы каемся и искренне исповедуем свои грехи, а потом причащаемся Святых Даров, мы вновь возвращаемся в лоно Церкви, возвращаем Божью Благодать и приближаемся к Богу.
Церковь Христова – это невидимый ковчег, который мир считает устаревшим и ненужным, но лишь до того дня, когда придет новый потоп. Потопа в прямом смысле, конечно, больше не будет, об этом Бог Сам сообщил в Писании. Но будет Второе пришествие Христа, Страшный суд и всепожирающий огонь, который сожжет все, что будет на тот момент находиться за пределами Церкви Христовой, которая останется в вечности невредимой, а наоборот обновится и вознесется к Богу для новой вечной жизни, как когда-то вознесся Господь наш Иисус Христос.
Сергей Марков, прихожанин храма святой равноапостольной Марии Магдалины.